Государственная аккредитация образовательной деятельности
Государственная аккредитация образовательной деятельности проводится по основным образовательным программам, за исключением образовательных программ дошкольного образования, программ подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), образовательных программ, реализуемых в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом образования обучающихся с нарушением интеллекта, и основных программ профессионального обучения.
Целью государственной аккредитации является подтверждение аккредитационным органом соответствия качества образования в организации, осуществляющей образовательную деятельность по заявленным для государственной аккредитации образовательным программам, установленным аккредитационным показателям.
Аккредитационные показатели представляют собой совокупность обязательных требований, которые установлены в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к качеству образования.
Предметом аккредитационной экспертизы является подтверждение соответствия качества образования в организации, осуществляющей образовательную деятельность, по заявленным для государственной аккредитации образовательным программам установленным аккредитационным показателям.
Аккредитационные показатели, методики расчета и применения аккредитационных показателей по образовательным программам среднего профессионального образования утверждены приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 14.04.2023 № 272.
Аккредитационные показатели, методики расчета и применения аккредитационных показателей по образовательным программам высшего профессионального образования утверждены приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 18.04.2023 № 409.
Организации, осуществляющие образовательную деятельность, имеют право обратиться с заявлением о государственной аккредитации основных профессиональных образовательных программ при наличии в организации, осуществляющей образовательную деятельность, обучающихся, прошедших промежуточную аттестацию по соответствующим образовательным программам не менее чем за один год обучения по этим образовательным программам.
Для проведения государственной аккредитации по основным профессиональным образовательным программам в отношении каждого уровня профессионального образования, либо каждой профессии, специальности и каждого направления подготовки, либо укрупненной группы профессий, специальностей и направлений подготовки, либо области образования, либо области или виду профессиональной деятельности организация, осуществляющая образовательную деятельность, заявляет для государственной аккредитации основные профессиональные образовательные программы, которые реализуются ей и относятся к соответствующему уровню профессионального образования, либо профессии, специальности, направлению подготовки, либо укрупненной группе профессий, специальностей и направлений подготовки, либо области образования, либо области или виду профессиональной деятельности.
Нормативные правовые акты, регламентирующие предоставление Рособрнадзором государственной услуги по государственной аккредитации образовательной деятельности
-
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
-
Постановление Правительства РФ от 10.04.2023 N 577 "Об утверждении Правил формирования и ведения государственной информационной системы "Реестр организаций, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам" и о признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 24 мая 2013 г. N 438"
-
Постановление Правительства Российской Федерации от 20.10.2021 № 1802 «Об утверждении Правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и обновления информации об образовательной организации, а также о признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации»;
-
Постановление Правительства РФ от 19.05.2023 N 797 "Об утверждении Положения о государственной аккредитации образовательной деятельности и о признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 14 января 2022 г. N 3"
-
Приказ Рособрнадзора от 04.07.2023 N 1287 "Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки государственной услуги по государственной аккредитации образовательной деятельности"
-
Приказ Минобрнауки России от 12.09.2013 № 1061 «Об утверждении перечней специальностей и направлений подготовки высшего образования»;
-
Приказ Минобрнауки России от 29.10.2013 № 1199 «Об утверждении перечней профессий и специальностей среднего профессионального образования»;
-
Приказ Минобрнауки России от 18.11.2013 № 1245 «Об установлении соответствия направлений подготовки высшего образования — бакалавриата, направлений подготовки высшего образования — магистратуры, специальностей высшего образования — специалитета, перечни которых утверждены приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 сентября 2013 г. № 1061, направлениям подготовки высшего профессионального образования, подтверждаемого присвоением лицам квалификаций (степеней) «бакалавр» и «магистр», перечни которых утверждены приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 сентября 2009 г. № 337, направлениям подготовки (специальностей) высшего профессионального образования, подтверждаемого присвоением лицу квалификации (степени) «специалист», перечень которых утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2009 г. № 1136»;
-
Приказ Минобрнауки России от 05.06.2014 № 632 «Об установлении соответствия профессий и специальностей среднего профессионального образования, перечни которых утверждены приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 октября 2013 г. № 1199, профессиям начального профессионального образования, перечень которых утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 сентября 2009 г. № 354, и специальностям среднего профессионального образования, перечень которых утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 сентября 2009 г. № 355»;
-
Приказ Рособрнадзора от 18.01.2022 N 35 "Об утверждении порядка аккредитации, привлечения, отбора экспертов и экспертных организаций, привлекаемых к аккредитационной экспертизе, а также ведения реестра экспертов и экспертных организаций"
-
Приказ Рособрнадзора от 14.08.2020 № 831 «Об утверждении Требований к структуре официального сайта образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и формату представления информации» (до 01.09.2024);
-
Приказ Рособрнадзора от 04.08.2023 N 1493 "Об утверждении Требований к структуре официального сайта образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и формату представления информации" (с 01.09.2024)
-
Приказ Минобрнауки России от 18.04.2023 N 409 "Об утверждении аккредитационных показателей по образовательным программам высшего образования, методики расчета и применения аккредитационных показателей по образовательным программам высшего образования"
-
Приказ Минпросвещения России от 14.04.2023 N 272 "Об утверждении аккредитационных показателей, методики расчета и применения аккредитационных показателей по образовательным программам среднего профессионального образования"
-
Приказ Рособрнадзора от 09.03.2023 N 360 "Об утверждении форм заявлений о государственной аккредитации образовательной деятельности, о внесении изменений в сведения, содержащиеся в государственной информационной системе "Реестр организаций, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам", о предоставлении временной государственной аккредитации образовательной деятельности и перечня документов, прилагаемых к заявлению о проведении государственной аккредитации образовательной деятельности, к заявлению о внесении изменений в сведения, содержащиеся в государственной информационной системе "Реестр организаций, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам", в отношении ранее не аккредитованных образовательных программ, реализуемых организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и требований к их заполнению и оформлению"
Порядок формирования и подачи документов
В отношении ранее не аккредитованных образовательных программ образовательная организация обращается в Рособрнадзор с заявлением о внесении изменений в сведения, содержащиеся в государственной информационной системе "Реестр организаций, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам".
Необходимый комплект документов:
1. Заявление о внесении изменений в сведения, содержащиеся в Реестре, составленное согласно приложению № 3 к приказу в соответствии с требованиями, установленными приказом № 360.
Скачать
2. Сведения о реализации основных общеобразовательных программ, заявленных для государственной аккредитации, составленные согласно приложению № 1 к заявлению о государственной аккредитации образовательной деятельности, утвержденному приказом (в случае подачи заявления о государственной аккредитации в отношении основных общеобразовательных программ) в соответствии с пунктом 2 приложения № 7 к приказу № 360.
Скачать
3. Сведения о реализации основных образовательных программ среднего профессионального образования, заявленных для государственной аккредитации, составленные согласно приложению № 2 к заявлению о государственной аккредитации образовательной деятельности, утвержденному приказом (в случае подачи заявления о государственной аккредитации в отношении основных образовательных программ среднего профессионального образования) в соответствии с пунктом 3 приложения № 7 к приказу № 360.
Скачать
4. Сведения о реализации основных образовательных программ высшего образования, заявленных для государственной аккредитации, составленные согласно приложению № 3 к заявлению о государственной аккредитации образовательной деятельности, утвержденному приказом (в случае подачи заявления о государственной аккредитации в отношении основных образовательных программ высшего образования), в соответствии с пунктом 4 приложения № 7 к приказу № 360.
Скачать
5. Основная образовательная программа (в случае отсутствия на открытых и общедоступных информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования, в том числе в сети «Интернет» на официальном сайте организации, осуществляющей образовательную деятельность);
Заявитель вправе представить по собственной инициативе следующие документы:
1. Сведения из Единого государственного реестра юридических лиц, которые находятся в распоряжении Федеральной налоговой службы.
2.Сведения об уплате государственной пошлины за предоставление государственной услуги, содержащиеся в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах, которые находятся в распоряжении Федерального казначейства.
3. Сведения о наличии лицензии на проведение работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну (при реализации образовательных программ с использованием сведений, составляющих государственную тайну), которые находятся в распоряжении Федеральной службы безопасности, Министерства обороны Российской Федерации.
Государственная пошлина за предоставление государственной услуги по государственной аккредитации составляет:
по основным образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования – 15 000 рублей;
по основным образовательным программам среднего профессионального образования – 35 000 рублей за каждую включенную в Реестр;
по основным образовательным программам высшего образования – 100 000 рублей за каждую включенную в Реестр.
Результат государственной услуги: внесение изменений в сведения, содержащиеся в Реестре, предоставление выписки из Реестра при наличии соответствующей отметки в заявлении.
Аккредитационная экспертиза
Государственная аккредитация проводится по результатам аккредитационной экспертизы, предметом которой является подтверждение соответствия качества образования в организации, осуществляющей образовательную деятельность, у индивидуального предпринимателя по заявленным для государственной аккредитации образовательным программам, установленным аккредитационным показателям (далее — аккредитационная экспертиза).
Аккредитационная экспертиза проводится в отношении образовательных программ, реализуемых в организации, осуществляющей образовательную деятельность, и в каждом ее филиале. В проведении аккредитационной экспертизы участвуют эксперты и (или) экспертные организации, соответствующие квалификационным требованиям установленным приказом Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 18.01.2022 № 35
Информация о проведении аккредитационной экспертизы (далее – Распорядительный акт), размещается аккредитационным органом на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также направляется организации, осуществляющей образовательную деятельность, посредством использования их личных кабинетов в федеральной государственной информационной системе «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)», информационных системах аккредитационного органа.
Срок проведения аккредитационной экспертизы составляет не более 10 рабочих дней со дня начала проведения аккредитационной экспертизы, указанного в распорядительном акте аккредитационного органа о проведении аккредитационной экспертизы.
Аккредитационная экспертиза проводится с выездом экспертной группы в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, или ее филиал, к индивидуальному предпринимателю при проведении мероприятий по оценке качества подготовки обучающихся.
Аккредитационная экспертиза проводится без выезда в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, или ее филиал, к индивидуальному предпринимателю, если образовательная деятельность по реализации образовательных программ, заявленная для государственной аккредитации:
а) реализуется с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий;
б) осуществляется дипломатическим представительством или консульским учреждением Российской Федерации, представительством Российской Федерации при международной (межгосударственной, межправительственной) организации;
в) осуществляется российскими организациями, осуществляющими образовательную деятельность за пределами территории Российской Федерации, организациями, осуществляющими образовательную деятельность, созданными в соответствии с международными договорами Российской Федерации;
г) осуществляется иностранными организациями, осуществляющими образовательную деятельность за пределами территории Российской Федерации;
д) осуществляется в условиях режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, действующих на территории субъекта Российской Федерации.
Формирование сведений о реализации основных образовательных программ высшего образования, заявленных для государственной аккредитации
N п/п |
Наименование аккредитационного показателя |
Критериальное значение аккредитационного показателя |
Количество баллов |
1 |
Средний балл единого государственного экзамена (далее - ЕГЭ) обучающихся, принятых по его результатам на обучение по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата и специалитета,
(не применяется для образовательных программ высшего образования - программ магистратуры, ординатуры, ассистентуры-стажировки) - АП1 |
66 баллов и более |
10 |
от 60 до 65 баллов |
5 |
менее 60 баллов |
0 |
1.1 |
Средний балл вступительных испытаний (ЕГЭ и дополнительные вступительные испытания (далее - ДВИ) обучающихся, принятых по их результатам на обучение по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата и специалитета,
(применяется только для тех образовательных программ высшего образования, правилами приема на которые предусмотрены ДВИ) - АП1.1 |
66 баллов и более |
10 |
от 60 до 65 баллов |
5 |
менее 60 баллов |
0 |
2 |
Наличие электронной информационно-образовательной среды - АП2 |
имеется |
10 |
не имеется |
0 |
3 |
Доля научно-педагогических работников, имеющих ученую степень и (или) ученое звание (в том числе богословские ученые степени и звания), и (или) лиц, приравненных к ним, в общем числе работников, реализующих образовательную программу высшего образования, - АП3 |
соответствует федеральному государственному образовательному стандарту |
20 |
не соответствует федеральному государственному образовательному стандарту |
0 |
4 |
Доля работников из числа руководителей и (или) работников организаций, деятельность которых связана с направленностью (профилем) реализуемой образовательной программы (имеющих стаж работы в данной профессиональной области), в общем числе лиц, реализующих образовательную программу высшего образования, - АП4 |
соответствует федеральному государственному образовательному стандарту |
20 |
не соответствует федеральному государственному образовательному стандарту |
0 |
5 |
Доля обучающихся, выполнивших 70% и более заданий диагностической работы, сформированной из фонда оценочных средств организации, осуществляющей образовательную деятельность, по соответствующей образовательной программе высшего образования, в общем количестве обучающихся, выполнявших диагностическую работу, - АП5 |
65% и более |
75 |
от 55% до 64% |
40 |
менее 55% |
0 |
6 |
Наличие внутренней системы оценки качества образования - АП6 |
имеется |
10 |
не имеется |
0 |